Шотландия: природа, замки и виски…

Июнь, 2011

Край природы, замков и виски. Незабываемое 4-дневное путешествие по горам, озерам и долинам зеленой Шотландии.

Подготовка к поездке в Шотландию была тщательней, чем когда-либо до или после нее. Не знаю, почему так. Наверное, очень уж туда хотелось, давно и отчаянно… Да и времени было совсем немного: всего 4 дня, которые хотелось провести с пользой, охватить как можно больше в этом необъятном краю… Забегая вперед, скажу, что посмотреть удалось лишь малую часть того, что может предложить эта благодатная земля. Поэтому хочется бывать там еще и еще… Свежесть зелени, живописные панорамы старинных замков на фоне огромных озер. В этом всем есть что-такое, что позволяет забыть о работе и проблемах и хорошенько отдохнуть. Кругом очень милые, приветливые люди. И, конечно, виски!

Для начала я составила на каждый день путешествия подробнейшую карту с указанием мест, которые надо посетить, и их краткими описаниями. Мы летели в Эдинбург из Каунаса на «Ryanair», как обычно, за небольшие деньги, и расписание рейсов для нас было более, чем удачным. Вылет туда – рано утром, так что впереди был целый день (особенно хорошую службу тут сослужила двухчасовая разница во времени между Литвой и Шотландией), а назад – на 4-ый день вечером, то есть тоже целый день можно было посвятить Эдинбургу. Гостиницы мы заказали заранее, в соответствии с намеченным планом передвижений.

Вот примерный маршрут первого дня, 23 июня. Эдинбург-Форт Уильям.

Посмотреть маршрут 23 июня: Эдинбург-Форт Уильям на карте

Взяв в аренду 2 машины (нас всего было 7 человек) в аэропорту Эдинбурга ранним утром 23 июня, мы, не теряя времени, выехали к первому пункту назначения – замку в Стирлинге. Я и не думала, что может быть так страшно ездить по «неправильной» стороне дороги… За все 4 дня я так и не привыкла, несмотря на то, что за руль так и не села: почти все время машину вел наш друг Дима, пару раз – Женя. Время от времени мы все вдруг начинали в ужасе кричать, потому что казалось, что вот-вот врежемся то в обочину слева, то во встречную машину, то в машины, припаркованные по краям… Я бы сказала, что это самый большой недостаток Шотландии (как и других стран с левосторонним движением), если путешествуешь самостоятельно.

Ну это так, технические трудности, которые, однако, не помешали нам добраться до замка Стирлинг. Утро было ярко-зеленым, слегка пасмурным и потому очень шотландским.

Замок в Стирлинге стоит на высоком холме, откуда открываются чудесные виды на окрестности. Конечно, таков был изначальный план: затруднить доступ для врагов и обеспечить широкое поле видимости для обитателей. Здания замка построены на разных уровнях, с переходами и уютными садиками. Красиво там. Войдя внутрь, можно присоединиться к экскурсии (за нее отдельно платить не надо, цена включена в цену входного билета – 9 фунтов). Экскурсии проходят довольно часто, а гиды (по крайней мере, наш гид точно!) очень интересные люди, с тонким чувством юмора и актерскими способностями.

Это вид на замок снизу. Выглядит он, действительно, впечатляюще! Гордость Шотландии. Доминирующий над окрестностями еще с XII века, он считается лучшим замком этого края.

Уехав из Стирлинга, мы направились дальше по нашему плану в местечко Керндоу (Cairndow), в котором мы надеялись завернуть в очень хороший ресторанчик – «Loch Fyne Oyster Bar», предлагающий на выбор блюда из свежей рыбы и морепродуктов, в частности, устриц, там же и выращиваемых.

По пути, естественно, тоже скучать не пришлось: то и дело хотелось остановить машину и, выбежав из нее, щелкать фотоаппаратом направо и налево, чтобы запечатлеть то озера, то цветы, то горы… А воздух какой!

Пока мы нашли этот ресторан, пришлось немного поплутать, так как мы заехали в сам городок Керндоу, а надо было просто дальше ехать по дороге. Ресторан находится не в городе, а за ним, прямо на берегу озера, «посреди ничего». Очень-очень рекомендую его посетить! Еда там, действительно, заслуживает внимания! И обстановка тоже очень приятная, простая, но при этом в ней есть какая-то «изюминка».

Салат из мяса краба.

Дальше городок Инверери (Inveraray) – очень милый, маленький…

…и его замок, икона Шотландии, XVIII век. Он совсем другой, нежели замок в Стирлинге. Выглядит по-другому, оставляет совсем иное впечатление довольного уютного старинного дома. Кстати, это и есть дом. Резиденция герцога Аргайлльского. Иной раз забавно попытаться себе представить, что значит принадлежать к знаменитому старинному роду и жить в фамильном замке в наше время…

Кстати, стоит отметить, что когда мы готовились к этой поездке, то думали, что будем постоянно мокнуть под дождем и ходить в хлюпающей обуви под свинцовыми небесами. Но нам повезло (уже не в первый раз!), и погода была чудесной все 4 дня. Иногда накрапывал дождик, но он только добавлял колорита. Главное, что непогода не угнетала все время (хотя особенно тепло не было). Ситуация менялась очень часто, и от этого было только интереснее.

Прогулка по садам замка понравится всем.

Еще составляя маршрут, я поняла, что замков в Шотландии так же много, как и озер. Описание каждого из них сулит что-то невероятное, и хочется увидеть все своими глазами… Очень трудно себя ограничить и решить, куда ехать, а куда – в следующий раз. Но замок Килчерн (Kilchurn) XV века пропустить было невозможно! И он, правда, оказался одним из самых-самых, на мой вкус. От него остались только развалины, но вряд ли можно себе представить что-нибудь более драматично-живописное…

Кто-то даже живет там в палатке…

В Шотландии, кстати, много забавных предупреждающих знаков на самые разные темы.

Где-то по пути мы заметили еще несколько: например, «Don’t text while driving. Don’t risk it», или «Warning: Children & Animals», или «Parking by the school gate is dangerous and selfish»…

Следующая остановка была в городке Обан, викторианском курорте в невероятно красивых местах. Островок Керрера в заливе, впечатляющий гранитный амфитеатр высоко на холме над городом (мы так и не нашли, как к нему подъехать, хотя долго пытались). Несмотря на население всего около 8 тысяч, это к тому же крупнейший порт на северо-западе Шотландии, а еще – отличное место для поедания свежих морепродуктов.

На холме – тот самый амфитеатр, который по ночам еще и драматично подсвечивается.

Последний замок на сегодня – замок Сталкер XVI века, описываемый как самый романтичный замок Шотландии…

Так мы добрались до места нашего первого ночлега: маленькой гостинички «Letterfinlay Lodge Hotel» подальше к северу за городом Форт Уильям, на самом берегу озера Лох Лохи (Loch Lochy). Если вам когда-нибудь будет нужна гостиница в этом районе, могу смело рекомендовать именно эту.

Тут мы очень хорошо отдохнули, выспались в уютных комнатах, каждая из которых оборудована в своем уникальном стиле. Поужинали и позавтракали в неплохом ресторанчике на первом этаже с видом на озеро. И еще нас тут научили, как нужно дегустировать виски. Налив немного виски в стакан, окунаешь в него палец и растираешь каплю жидкости между ладонями. Потом, держа ладони «домиком», нюхаешь и, таким образом, составляешь хорошее представление об аромате и букете напитка, который раскрывается в полной мере. Затем виски в стакане следует немного разбавить простой водой, льда не добавлять и, смакуя, наслаждаться, глядя на озерную рябь под окнами…